Пятигорская архитектура — лестницы города-курорта

Для туристов посещающих курорт Пятигорск очень интересными могут показаться целая коллекция лестниц в архитектуре города. Они используются они по разному и как произведения архитектурного искусства и строительного мастерства. Так же они используются как пути сообщения, что очень важно для жителей города. Безусловно все они исторические памятники которые могут нам многое рассказать о прошлом и региона и города-курорта Пятигорска. Проходясь по ним, кажется можно услышать отзвуки времени и почувствовать тех кто когда то проходил или пробегал по этим ступенькам.

Что бы познакомиться с самой старой в Пятигорске лестницей необходимо оказаться на горе Горячей и встать на полукруглую площадку, находящуюся ниже скульптуры Орла. Обыкновенно туристы и горожане рассматривают с этой высоты лежащий перед ними город. Но если мы заглянем за перила то увидим там два полукруглых кусочка лестницы, охватывающих основание площадки. Выйти куда то по ним нету никакой возможности, ведь они никуда не идут и обрываются в пустоту. Но если представить что бы здесь раньше то мы можем переместится во времени и представить город еще в царское время.

Перенесемся в начало XIX века. Тогда слава о минеральных водах у горы Машук уж разнеслась по всей империи. Лечиться сюда уже едут не только солдаты и офицеры Кавказской армии, но и гражданская публика из разных городов. Рядом с поселком у Горячих Вод, как именовался первоначально город Пятигорск, уже были построены первые жилые дома, созданы первые примитивные здания ванн. Но проблемой было то, что источники и ванны находятся на макушке Горячей горы, а вот дома где жили отдыхающие располагались внизу, в Горячеводской долине. И для того что бы принять водную процедуру, приходится подниматься на крутой склон по узкой тропинке проклиная все на свете, и думая о том какая отвратительная администрация на курорте, что не смогла создать более удобный подъем. Подобный подъем пришлось испытывать и чиновнику из Астрахани — некоему Федорову. Чтобы избавить от лишних мучений себя и других, он пожертвовал определенную сумму для устройства удобного пути на вершину горы.

В следствии этих всех причин и событий было признанно необходимостью строительство нормальной лестницы к ваннам на Горячей горе и вскоре в 1814 году приступили к ее постройке. На строительстве использовали плененных еще в 1812 году поляков в качестве рабочей силы. С утра до вечера триста человек с усердием долбили каменистый склон горы, тесали известковые плиты, выкладывали их и строгали дерево на перила.

И наконец лестница была отстроена. Рисунки того времени запечатлели ее во всей красе — длинную, ровную, с резными деревянными перилами и кокетливой башенкой наверху. Почти такой же она выглядит и на фотоснимках начала XX века. Только деревянные перила заменили железными, да крышу башенки уравняли на горе с поверхностью площадки так что получился удобный смотровой пункт, откуда мы и глядим на остатки наиболее раннего вертикального пути сообщения, построенного на молодом курорте.

Сколько всего запечатлела на себе эта лестница, ведь она практическая первое такое сооружение на курорте. По ее еще новеньким ступенькам понимался Александр Пушкин, с сожалением отмечая, как местность вокруг источников теряет свою первозданную поэтическую дикость. По ней внесли на первую процедуру измученного ревматизмом ссыльного Михаила Юрьевича Лермонтова, и он же потом оправившись от болезни, сам взбегал по этим ступеням, чтобы с высоты любоваться серебряной цепью снеговых вершин на краю горизонта. Этой лестницей ставшей кратчайшим и удобным путем поднимались на гору Горячую многие выдающиеся люди: композитор Михаил Глинка и писатели Лев Толстой, Виссарион Белинский и Александр Бестужев-Марлинский. Здесь прохаживались Одоевский, Огарев, Балакирев, Пирогов. И многие многие люди знаменитые и не очень посетившие курорт Пятигорск и взбиравшиеся по этим ступенькам, оставляя свой маленький или большой след на истории города.

Но кроме этой первейшей лестницы есть и другие лестницы, которые украсили город. Так поднимаясь к Академической галерее (в прошлом Елизаветинской) по роскошному многоуровневому лестничному каскаду, с трудом вериться, что было время, когда по этому весьма крутому склону на Горячую гору, отдыхающие и жители вынужденны были подниматься по узкой каменистой тропинке. Тем не менее во времена М. Ю. Лермонтова множество представителей водяного общества поднимались не реже двух раз к источнику минеральной воды, который открыл миру доктор Гааз. Им же было рекомендовано его употребление по такому графику. В те времена сам источник был просто колодцем обложенным камнем, рядом с которым находилась деревянная галерея, защищавшая лечащихся от солнца и дождя.

Оцивилизовывание площадки началось в сороковые годы девятнадцатого века, когда наместником на Кавказ был отправлен князь М. С. Воронцов, человек энергичный и отличный администратор. Руководство всеми работами по благоустройству на курортах Кавминвод было поручено англичанину Самуилу Уптону, который прославился сооружением в городах-курортах нескольких великолепных галерей, в том числе и Елизаветинской галереи, которую общество признало лучшей из работ англичанина-архитектора. Безусловно сооружение такого рода требовало и особого подхода. Уптон построил и лестницу и галерею. Но конечно галерея была в архитектурном плане намного лучше лестницы. Сама же лестница как самостоятельный архитектурный проект была преображена и стала достойной галереи спустя почти век и уже стараниями другого архитектора.

Во второй половине XIX курортная медицина посчитала что прием минеральных вод внутрь это бесполезное занятие и даже вредное для здоровья и в связи с этим Елизаветинская галерея, великолепное сооружение пятигорского курорта стало не нужным и поток больных к источнику прекратился. Галерея не использовалась многие десятилетия и соответственно лестница которая к ней вела стала пустынной и не имеющей практической цели архитектурным сооружением.

Вся курортная жизнь того времени переместилась в район «Цветника«. Исходя из этого появилась определенная нужда в появлении новых лестниц, так как маленький курортный парк начали активно расширять в том числе и за счет соседствующей с ним Горячей горы. Почти в канун празднования юбилея — столетия Кавказских Минеральных Вод, ровная вершина Горячей горы была украшенная скульптурой Орла и беседкой, в которой были вставлены цветные стекла, вокруг них были специально высажены, кустарники, разнообразные цветы и деревья. Грот Дианы и вершина горы были соединенны каменной лестницей с несколькими площадками для отдыха по мере восхождения по лестнице. Путеводитель 1914 года издания описывает эту лестницу, как лестницу декорированную самой разной растительностью. Там же говорится о тире, кафешке и кегельбане расположенных на первой площадке. На этой же площадке располагался фонтан из которого струился свет разноцветных лампочек, вокруг фонтана были установлены скамейки. С первой площадки люди поднимались на вторую где уже перед ними открывался красивый пейзаж гор Пятигорья и виднелись вдалеке суровые хребты Кавказа.

Но уже через некоторое время после того как лестница была построена, с началом первой мировой войны, лестница и весь тот архитектурный ансамбль что она из себя представляла стали разорятся и разрушаться. Этот процесс продолжался практически весь двадцатый век. Исчезла беседка с цветными стеклами. Уничтожены были и кафе, и тир, и кегельбан. Канули в лету сначала лампочки в фонтане, а затем и сам фонтан стал достоянием истории. Куда то делись деревянные скамейки, а каменные не пощадило время. Свою лепту в это дело разрушения внес и санаторий Горячий ключ, который захватил кусок одной из площадок, загородив его высоким забором. Остались только ступеньки, но большей частью уже как напоминание о временах когда на этих площадках и лестнице было много людей, когда отдыхающие останавливались на площадках перед подъемом на вершину горы. Здесь раньше они любовались панорамами природы и развлекали себя игрой в кегли или проводили время в кафе.

После революции и гражданской войны с момента как советская власть окончательно установилась в регионе, начался новый этап в развитии Пятигорска, когда он стал центром всего Северо-Кавказского края. Это событие превратило Пятигорск в одну сплошную строительную площадку и это же событие определило новый этап в строительстве лестниц в городе-курорте. В этот период и появилась в городе самая длинная лестница, которая соединила Народные ванны с Провальским бульваром. Лестница состоит из около ста ступеней и позволяет больным быстро оказаться у здания ванн. Раньше Народные ванны были весьма популярными, но сейчас они не действуют и соответственно лестница не используется. Такая незавидная участь обошла стороной другую в те времена построенную лестницу расположенную в Парке культуры им. Кирова. Тысячи гуляющих и особенно спортивные болельщики до сих пор пользуются ей когда спускаются к входу на стадион от центральной аллеи или стоят на ней наблюдая за соревнованиями.

Известнейшим сооружением лестничной архитектуры того времени остается монументальная лестница идущая к Академической галерее, которую еще в 1925 году переименовали в честь Академии Наук. Приурочили это к двухсотлетию организации. За сооружение лестницы взялся уже ставший известным архитектор из самого Пятигорска П. П. Еськов. Работами по строительству лестницы руководил талантливый инженер, который внес не малый вклад в развитие всего Северокавказского региона — Л. М. Августинский.
Но к сожалению и архитектор и инженер возможно в пылу тогдашних традиций уничтожения всего что стояло на пути социалистического прогресса не пожалели некоторые исторические точки города. Так решив освободить место откуда должна была подниматься лестница, ее строители уничтожили Елизаветинский цветник и вместе с ним его удивительный фонтан. И что бы придать масштабность сооружению и для обзорности его для жителей и отдыхающих была вырублена аллея лип, которым уже минуло сто лет. Эти деревья закрывали вид на сооружение. Вместо них высадили туи, которые сейчас так же как и липы почти 90 назад закрывают этот лестничный ансамбль своими ветвями.

Лестница, идущая к Лермонтовскому скверу, так же стала причиной неудобств и потерь для городского ландшафта. Сама лестница появившись в 1946 году, представляла собой довольно удачный проект связанный с перспективой Октябрьской улицы. Однако сама лестница сильно навредила скверу, так как что бы отдыхающие и горожане с лестницы могли попасть в сквер стало необходимым перенести еще один дополнительный вход на территорию. Таким образом людям приходится передвигаться по тропинке без покрытия что в дождливую погоду превращает прогулку в проход через месиво грязи.

В период пятидесятых — шестидесятых годах городской ландшафт Пятигорска не пополнился сколько нибудь значительными сооружениями лестничной архитектуры. Но семидесятые и восьмидесятые стали периодом ускоренного строительства лестниц в городе-курорте, как в курортной зоне так и на прочих улицах. Вместе с возведением памятника В. И. Ленину, строится и лестница к вождю мирового пролетариата. При возведении новых корпусов для санатория им. Лермонтова, уничтоженная улица Машкуская превращается в уличную лестницу. Еще одна лестница возникает, когда строиться новый санаторий имени ХХII съезда КПСС. К нему лестница тянется от Провала прямым спуском. Довольно большой участок улицы Крайнего был реконструирован в каскад площадей, соединенных между собой лестницами и ступеньками.

Строительство каскадного спуска от Нижней радоновой лечебницы к реке Подкумок, где предполагалось возведение трех пансионатов было последним порывом этого периода лестничного строительства. Эти пансионаты вместе с планируемой диетлечебницей должны были стать еще одной курортной зоной города. И снова данные работы привели к архитектурным и историческим потерям для города. Были уничтожены старинные здания на ул. Теплосерной, среди них и дом известного фотографа Северного Кавказа Г. И. Раева. То что этот дом является частью истории города и региона не остановило его сноса и строительства спуска.

Но жертвы эти оказались бессмысленными так как по различным причинам строительство нового района курортной застройки не было начато. Для расположения пансионатов нашли другие места. А лестница пополнила список малоиспользуемых сооружений Пятигорска. Сейчас вместо потока туристов ею пользуются лишь жители нижних улиц спешащих наверх.

Шагая по лестницам города-курорта мы узнали много интересного и главное поучительного. Но вот в конце двадцатого века и в начале века двадцатого городу вновь предложено было обзавестись новой грандиозной лестницей. Называлась она по проекту — Лестницей времени и ее хотели приурочить к смене тысячелетий. Инициатива эта исходила от частного предпринимателя. Предполагалось наличие в лестнице двух тысяч ступенек, как символы двух тысяч лет нашей эры. Вести эта лестница должна была на вершину Машука.

Такая лестница, которая перелагалась курорту была бы довольно грандиозным сооружением и полностью затмила бы своих лестничных братьев. Предполагались различные уникальные архитектурные решения для видовых площадок, отделка скульптурами, даже сад камней был в проекте с высеченными изречениями на камнях.

Конечно это был очень красивый и монументальный проект, но уже давно отпраздновали смену тысячелетий и пошло уже второе десятилетие двадцать первого века, но проект как был проектом так им и остается. К сожалению пятигорчанам вместо грандиозных лестниц придется довольствоваться теми лестницами, которые им достались от прошлых веков. Было бы хорошо если бы и эти старые лестницы и новые которые захотят построить в городе были бы не просто лестницами, а служили конкретно людям, как отдыхающим так и горожанам, а не превращались в памятники без людей и пользы.