Эолова арфа в Пятигорске

Беседка круглой формы с колоннами расположенная на возвышенной точке отрога горы Машук была построена по проекту известных в России архитекторов из Швейцарского италоязычного кантона Тичино —  братьев Джузеппе и Джовани Бернардацци в 30-х гг XIX века. Деревянный футляр с двумя арфами был встроен в каменный пол, флюгер, находящийся на куполе беседки, во время ветра, поворачиваясь, приводил в движение устройство, которое касалось струн, — в результате раздавались мелодичные звуки. Беседка носит название «Эолова Арфа». В повести М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери» упоминается, что павильон построенный на крутой скале называющийся Эоловой арфой, любили посетители, и с его площадки наводили телескоп на Эльбрус. В наше время Эолова арфа оборудована электромузыкальным инструментом и ее с удовольствием навещают гости, приезжающие в санатории Пятигорска и сами жители города и региона Кавминвод.

На месте Эоловского павильона до 1810 г. располагался военный пост, весной 1829 г. была построена ровная площадка со скамейками, которая тянулась зигзагом от Китайской беседки и Михайловского источника. Гости и жители города любовались с этой площадки живописными видами. Генерал Г.А. Эммануель летом 1829 года осматривая новый парк (сейчас – Эмануелевский, построенный в английском стиле) предложил на трех вершинах парках построить павильоны, чтобы удобнее было наслаждаться прекрасными видами. Названия данных павильонов должны были называться на одну букву — Эола, Эскулапа и Эриванского (посвященный фельдмаршалу И. Ф. Паскевичу-Эриванскому). Эолова арфа носила такое название, так как все время продувалось ветрами и была названа в честь повелителя всех ветров в греческой мифологии — Эола. В начале 1830 г. архитектором Джузеппе Бернардаццием был создан проект «Греческой беседки Эола» в стиле античных храмов, что было модно в те времена. Прообразом беседки стал павильон «Храм Эола» расположенный недалеко от столицы Великобритании в Королевских ботанических садах Кью (Royal Botanic Gardens, Kew), основанный знаменитым английским архитектором В. Чемберсом (1726-1796). Он хорошо известен в России как зодчий-романтик ориенталист, сочетающий в своих пейзажных парках водопады, «очарованные» гроты, сооружения в греческом и китайском стилях.

Утвержден проект генералом Эммануелем о постройки беседки Эола был в 1830 году, однако постройку беседки пришлось перенести из-за переезда окружного правления из Георгиевска в новый город Пятигорск, а затем и ужасной эпидемии персидской холеры. Весной 1831 года началось сооружение беседки под контролем зодчего Джованни Бернардацци. Рабочими являлись вольные мастера и солдаты строительной роты. Для купола и антаблемента использовали — листовое железо и оштукатуренный дубовый каркас; для цоколя и колонн беседки использовали машукский известняк. По середине беседки хотели установить на пьедестале статую Эола.

Однако главный доктор Кавказских Минеральных Вод Ф. П. Конради посоветовал вместо нее установить музыкальный инструмент — эолову арфу, имевшую популярность в Европе. В Петербурге и Москве в то время уже имелись модные арфы. Доктор Кондратии являющийся страстным любителем музыки, утверждал, что «чарующие небесные звуки» будут благоприятно влиять на душевное состояние посетителей Кавказских Минеральных Вод.

Генерал Эммануель согласился и распорядился заказать удивительный инструмент. Эолова арфа состояла из двух простых эоловых арф, которые были заключены в круглый корпус сделанный из дерева и имевшим особое крыло, которое поворачивало прикрепленные арфы под таким углом к ветру что бы когда ветер проникал в щели в корпусе арф вызывал колебания струн и над беседкой раздавались звуки арф. Звучание арфы могло меняться от тихого до громкого это зависело от силы ветра, кроме этого павильон обладал хорошей акустикой.

В начале курортного сезона в беседке устанавливался инструмент «эолова арфа», а по окончании сезона демонтировался для хранения. Прошли годы и инструмент расстроился посетители даже стали называть его «эоловой арбой». Несколько раз в течении 30 лет арфа исправлялась и настраивалась. В 1861 году при передаче имущества Кавказских Минеральных Вод в аренду (контрагентство) арфа была окончательно списана. Затем каждые 20 лет осуществлялся крупный ремонт беседки, в результате чего был изменен и упрощен первоначальный облик эоловой арфы. К концу XIX века исчезли лепнина с фриза, пьедестал под арфу, рисунок на плафоне и стрелка, так же была изменена деревянная балюстрада, форма главки и купола. В 1890-х годах в летний период на куполе беседки устанавливалась звучащая эолова арфа более упрощенной конструкции.

Практически во всех романах действия, которых происходили в Пятигорске, была упомянута знаменитая Эолова арфа. С самого начала ее создания беседка была любимым местом для посетителей. Эоловой арфе были посвящены многие стихотворения.