Последняя дуэль М. Ю. Лермонтова

Изучение творчества и биографии знаменитого поэта М. Ю. Лермонтова долгое время находилось под влиянием идеологических стереотипов господствовавших в стране: царь и Бенкендорф плетут интриги против революционного поэта.

Однако на деле все было и сложнее, и проще, и страшнее. Известный литературовед Борис Эйхенбаум писал, что в сеть загадок попадает биограф Лермонтова, у которого нет достаточной информации для их решения. Однако задача эта должна быть поставлена и к решению ее надо стремиться. Как ни скуден материал, рисующий нам Лермонтова, его все-таки достаточно хотя бы для того, чтобы оспорить ходячие, очень старые представления и предоставить им иные.

Так, в конце восьмидесятых годов двадцатого века удалось найти сочинение учащегося ставропольской мужской гимназии Петра Дикова, который вскоре после дуэли записал воспоминания ее свидетелей. Этот материал уже введен в научный оборот и по нему в 1991 году была издана книга.

И, кроме того, был проведен системный анализ уже имевшихся у исследователей данных.

Кто секунданты Лермонтова и Мартынова? И кто составил столь странные условия дуэли?

А.С.Пушкин смертельно оскорбленный стрелялся на десяти шагах. У Лермонтова и Мартынова же немного поруганных, расстояние было всего от 4 до 6 шагов. Странно? Кстати, воспоминания свидетельствуют, что Лермонтов был в прекрасном настроении, когда ехал на дуэль. Даже шампанское было заказано, чтобы отметить примирение. И вдруг на месте Лермонтов начинает дерзить и оскорблять противника. Объяснение этому только одно: их поставили на дистанцию, не позволяющую попасть мимо цели.

Многие описывают, как Лермонтов демонстративно выстрелил в сторону, но он не мог этого сделать, так как согласно дуэльному кодексу данный выстрел означает новое оскорбление. И Мартынов обязан был заставить противника перезарядить пистолет и продолжить поединок.

Но кому вся эта дуэль была на руку? Нередко писали о «черном человеке», который организовал дуэль. Скорее всего, это был Васильчиков — официальный секундант Лермонтова. Глебов — молод и неумен. Дорохов и Трубецкой, похоже, просто свидетели. А Васильчиков составлял условия дуэли. В результате чего Лермонтов оказался и без секунданта и без выбора.

А Мартынов был пешкой в чьих-то руках. Мартынов ведь и в Пятигорск приехал при странных обстоятельствах. Есть основания полагать, что он плутовал в карты и за это его тихо вытурили с военной службы. Так что приехал он не только здоровье поправить, но и кошелек. Однако имея пятно на репутации, Мартынов был вынужден реагировать на малейшие оскорбления, в том числе и экспромты Лермонтова. Чем, похоже, и воспользовался Васильчиков.

При проведении сравнительного анализа, в каком контексте у Пушкина и Лермонтова встречается слово «дружба». У Лермонтова дружба всегда граничит с предательством. Вероятно, он и здесь себе судьбу напророчил.

Вообще иногда, кажется, что вся жизнь Лермонтова была как бы закодирована. Он — человек какого-то другого времени и потому ему тесно в собственном. Кстати, писали, что юный Лермонтов подражал Байрону. Перечитав Байрона, было ясно, что это два совершенно разных поэта! Пушкин жил своим временем, детские стихи резко отличаются от взрослых. Лермонтов появился сразу и вдруг. Его «Ночь», написанная в 14 лет, — это программа всей великой русской литературы XIX века, в нем уже есть и Достоевский и Толстой.

По всей видимости, Мартынов не хотел убивать Лермонтова. Скорее всего, просто хотел ранить поэта. Целился Мартынов в бедро, чтобы смертельно не ранить Лермонтова, но в итоге получился рикошет. По пути на дуэль поэт встретил кузину, у нее расстегнулась заколка для волос, и Лермонтов положил ее к себе в карман. После выстрела заколку нашли в крови. Скорее всего, пуля, попав в заколку, а затем, уйдя вверх, затронула жизненно важные органы.

Мартынов страдал всю жизнь: каждый год в день дуэли заказывал службу. О том, что Лермонтова не хотели убивать, свидетельствуют записки, которые передавали друг другу участники дуэли. Васильчиков и Глебов писали: «Мы приписываем твой выстрел несчастному случаю».

Да и сейчас не везет поэту, исследователи его жизни и смерти, кроме Андроникова, Виноградова, еще двух-трех литературоведов, уж слишком стереотипны. Так что, настоящее изучение и постижение Лермонтова еще впереди. Правда проблема в том, что в архивах сохранилось очень мало документов о тех событиях. В Ставропольском краевом архиве тоже практически ничего нет. Многие исследователи в 20-30-х годов XX века, просто уносили страницы с собой, чтобы монопольно владеть информацией. Потом, правда, соответствующие органы приняли решение, что в научных работах действительны лишь ссылки на документы, хранящиеся в архиве. Но было уже поздно.

Если же говорить о Пятигорских архивах, то они были уничтожены во время войны. Однако все равно остается надежда на новые сенсационные находки.

Оставьте Комментарий

Your email address will not be published.