К истории русско-кавказский связей

История русско-северокавказских связей XIII-XV веков, проблема малоизученная, но чрезвычайно важная для разрешения дискуссионных вопросов. Базовыми источниками изучения этих связей являются предметы древнерусской христианской пластики из северокавказского региона. В настоящее время собрана достаточно представительная их коллекция, во многом, благодаря поискам краеведов. Основные материалы из Чечни переданы ученым учителем-краеведом Б. А. Ахмадовым. В районах Пятигорья русские древности этого периода найдены известным краеведом А. П. Руничем.

Первую находку А. П. Рунич сделал в 1961 г., в районе Пятигорска на «Красной слободке» найден бронзовый литой крест с двусторонним изображением и ушком для подвешивания. Датируется он XIII—XV в.в. (В. А. Кузнецов, 1970). При раскопках могильника на Рим-горе, Л. П. Рунич в камере с захоронением в гробу катакомбы № 32 расчистил нательный бронзовый крест (А. П. Рунич, 1970). Подобный тип крестов был широко распространен на Руси в XII в. Следует отметить, что из районов Кисловодска известны также энколпион с «изображением всадника на коне, повернутого влево, в ногах коня как будто виден змей» (М. Д. Полубояринова, 1978} и бронзовый литой змеевик с двусторонним изображением. В 1964 году А. П. Руничем на раскопках города Маджар обнаружена лицевая створка, принадлежащая энколпиону с обратной надписью. Хранится данная находка в фондах Пятигорского краеведческого музея.

Историческая интерпретация русских материалов XI—-XIII и XIV—XV в.в. не вызывает принципиальных разногласий среди ученых. Большинство связывает их появления на Северном Кавказе с золотоордынским временем и политикой ханов, проводимой в отношении покоренных народов.

Вот интересные закономерности в соотношении археологических и письменных источников.

Анализируя весь доступный северокавказский материал русских древностей XIII—XV в.в., условно можно выделить три группы компактной локализации: Чечня, горные районы Северной Осетии, равнины Кабарды. Любопытно, что именно с этими районами соотносятся фольклорные и письменные свидетельства более позднего времени о присутствии здесь русских людей.

Так, согласно преданиям из чеченского и казачьего фольклора, в предгорьях Чечни, до появления здесь «калмыков», то есть до конца XVII в., обитали русские люди, по мнению местных чеченцев, предки гребенских казаков (В. Б. Виноградов, X. М. Мамаев, 1987). Среди мест первоначального расселения казаков А. Ригельман называет «ущелье Татартупово» (Эльхотовы ворота). Сигизмунд Герберштейн в «Записках о Московии» среди черкесов и зихов упоминает группу людей, которые не подчиняются «ни туркам, ни татарам. Однако русские свидетельствуют, что они живут по споим законам, согласны с греками в вере и обрядах и совершают богослужение на славянском языке, который у них в употреблении» (М. 1988. С. 181). И наконец, в боевых действиях под Астраханью голландский купец, путешественник и дипломат Масса Исаак отмечает особую роль дружественного России ногайского князя Исмаила и «пятигорских казаков» (М., 1937. С. 25).

Таким образом, районы, где сконцентрированы компактно древнерусские предметы, в дальнейшем, так или иначе, связываются с русским населением или конкретно с казачеством. Это, дает основание для рассмотрения генезиса казачества по крайней мере с золотоордынского времени, когда произошло перемещение сюда бродников, возможных союзников монголо-татар, а также значительного количества населения из русских княжеств, заложивших базу оформления протоказачества.

Если учитывать, что, когда речь идет с терском казачестве и местом его первоначального расселения называют районы Чечни, то следует, внести некоторые уточнения. Возможно, формирование северокавказского казачества проходило на более широкой территории.

Последующая их история неравномерно обеспечена источниками и изучена. Достоверно прослеживается последующая история терского (гребенского) казачества в низовьях Терека (Чечня), тогда, как о других группах, кроме вышеприведенных письменных отрывков, данных нет. Можно предположить, что они впоследствии переместились в низовья Терека, слившись с расселившимися здесь казаками.

Больше материалов о данном расселении можно узнать побывав на курортах региона купив в санатории Кисловодска, санатории Пятигорска, санатории Ессентуков, санатории Железноводска путевку и посетив одних из городских краеведческих музеев, где данные материалы выставляют в экспозициях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *